Главная » Статьи » Спортивная Территория

Формула 1: Гран-при Сочи

Еще в 80-х годах прошлого века Берни Экклстоун вел переговоры о Гран-при СССР, но максимум, к которому тогда пришли, — это попадание СССР в предварительный календарь Формулы 1 в 1983 году. Как шла подготовка к проведению первого Гран-при России и как выглядит автодром в Олимпийском парке Сочи?

Российская глава истории Ф1 началась 14 октября 2010 года в Сочи, где в присутствии Владимира Путина было подписано соглашение между ОАО «Центр «Омега» и группой компаний Формулы 1 на организацию и проведение этапа Чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула 1». 28 октября компания «Центр «Омега», промоутер, подписала контракт с компанией Tilke Gmbh & Co. KG на проектирование трассы для проведения Гран-при Формулы 1 в Сочи. Практически через год, в середине августа 2011, началось строительство автодрома.


Разработку проекта доверили архитектурному бюро Германа Тильке Tilke Engineering GmbH. Немецкая контора представила российской стороне несколько вариантов автодрома, а центр «Омега» совместно с будущим промоутером Гран-при России – компанией «Формула Сочи» – выбрал один из них.

 

                 Трасса Гран-при России, Длина трассы: 5832 метра, Средняя скорость: 216 км/ч, Максимальная скорость: 320 км/ч, Время прохождения круга: 1 мин. 37,2 сек., Количество поворотов: 16

 

Чтобы подготовить сочинскую почву для строительства трассы, которая примет Формулу-1 в 2014 году, застройщикам пришлось сменить 270 тысяч тонн грунта, осушить болото и спрятать кладбище.

Много столетий назад в Черном море произошел подъем земной коры: у самого побережья дно поднялось на 150 метров. На суше остался Кавказ, а между морем и горами образовалась ложбинка: это и есть Имеретинская низменность. Веками сюда стекала вся вода, попадавшая на окрестные горы, из-за чего в долине образовалось болото. В царские времена сюда отправляли в ссылку, а по всей низменности роились малярийные комары.

 

Возведение Олимпийского парка и гоночной трассы на нестабильных грунтах Имеретинской низменности – нетривиальная задача. По наблюдениям метеорологов, здесь ежегодно выпадает по полторы тысячи миллиметров осадков. «Раньше тут была разветвленная сеть каналов, которая уводила воду в Черное море. Теперь мы сделали полноценную дренажную систему, – объясняет Галина Чумакова. – Дрены – это трубы с боковыми прорезями, по которым влага поступает на насосную станцию, где воду очищают, а затем выбрасывают в море на расстоянии двух с половиной километров от берега. Пока уровень водоотведения в нашей долине на нуле. Мы прокладываем дрены по земле, на глубине в два с половиной метра – над ними насыпали грунт и уложили дорожную одежду».


 Близость моря также добавляет хлопот. В районе пятого поворота от кромки воды трассу будет отделять какая-то сотня метров – а дальше обрыв и течения со сложными завихрениями. «В море расположен разлом длиной 400 метров. Именно сюда в 2006 году упал самолет компании «Армавиа», – рассказывает Александр Богданов. – Если в этом месте сделать берегозащитные укрепления по стандартной технологии, то долго эти укрепления не проживут: грунт сползет в море. Раньше необходимости в подобном усилении не было, так как Имеретинская долина представляла собой обычное поле, на котором где-то что-то росло. Но когда вы на это поле посадили 25 зданий, которые весят миллионы тонн, вы придали почве колоссальную нагрузку. Все равно что нажать на гамбургер ― кетчуп вылезет».

 

Но самое трудное – это характер местной почвы. Из-за обильной заболоченности Имеретинская низменность не имела шансов превратиться в курортную зону: многие десятилетия территорию не осваивали, а когда Олимпстрой приступил к работам, зданиям ледовых дворцов достались лучшие участки. Ради трассы Формулы-1 пришлось менять 270 тысяч тонн грунта: инертный материал привезли из Лабинска на востоке Краснодарского края. Щебень похожего качества можно было взять и в соседней Абхазии, но местные предприниматели не воспользовались преимуществом территориальной близости – цена грунта оказалась выше российской, и в Адлерский район Большого Сочи пришлось гонять фуры с другого конца края.

 

Впрочем, даже масштабное замещение грунта на временной части автодрома не смогло сравниться по сложности с работами по облагораживанию так называемого «малого кольца» – постоянной части сочинской трассы. Здешняя заболоченность не покорилась ни инженерам Германа Тильке, ни их коллегам из Западной Европы. «Когда мы прокладывали трассы Формулы-1 в Китае и Южной Корее, то сталкивались с чем-то подобным, – вспоминает специалист Tilke Engineering GmbH Йорн ван Рэй. – Это нормально: автодромы всегда строят на самых дешевых участках – хорошие земли отдают под жилые дома и гостиницы. Но в той же Корее мы работали с однородной почвой, а в Сочи на одном участке встречаются три типа грунта. Это делает проектирование намного сложнее».

 

Чтобы укрепить почву, центр «Омега» обращался к трем компаниям: из Германии, Австрии и Финляндии. Каждый претендент вбивал в землю пробную сваю – и ни одна из них не выдерживала нагрузок. Фирмы просили за свои услуги от 430 до 500 тысяч евро – но никто не мог гарантировать, что конструкция устоит. Тогда строители трассы обратились к российским инженерам и нашли решение в Новосибирске. Научно-исследовательский институт из этого города предложил использовать слегка модернизированную технологию 1970-х годов, по которой через заболоченную местность азиатской части России прокладывали отдельные участки Транссибирской магистрали.

 

«Под сумасшедшим давлением в землю выстреливают смесь из камней и бетона, – объясняет Александр Богданов. – В эту смесь добавлены специальные полимеры, которые моментально твердеют, стоит им попасть во влажную среду. Получаются подземные столбы высотой 80 метров – они называются грунто-цементными сваями. Только эта технология позволила достичь нужных нам показателей по усадке». Сибирскую идею осуществили специалисты московского Научно-исследовательского проектно-изыскательского и конструкторско-технологического института оснований и подземных сооружений (НИИОСП), а всего над проектом сверхпрочных свай работали пять НИИ со всей страны.

 

 

Вместе с российскими работниками центра «Омега» на трассе постоянно дежурили как минимум десять человек из Tilke Engineering, непрерывно следя за качеством строительных работ. Все слои будущей трассы инспектировались и заверялись отдельной комиссией: так сотрудники Tilke смогли доложить Международной автомобильной федерации (FIA) о соблюдении всех норм. К осени 2012 года подготовительные работы на малом кольце были закончены, а на большом кольце уже сменили 40 процентов грунта.

Вообще, судя по схеме, это получилась высокоскоростная трасса с тремя разгонными участками, где скорость болидов будет превышать три сотни км/ч, а на стартовом прямике будет достигать 321 км/ч.

Так называемое Малое кольцо или стационарная трасса появилась в проекте, когда стала понятна нецелесообразность строить полностью временный объект. Протяженность Малого кольца сначала предполагалась в размере 1200 метров, затем была увеличена до 1800 м, затем до 2200 м и теперь составляет 2700 метров. Безусловно, и 2700 

метров — это слишком мало для проведения серьезных международных соревнований и годится, пожалуй, 

лишь для проведения внутрироссийских гонок. Но глядя на тенденцию увеличения длины трассы, есть все же надежда на то, что и 2700 — это неокончательная длина, и она может еще возрасти.

Естественно, трассу Малого кольца предполагается задействовать по полной программе. Вот что сказал об этом генеральный директор ОАО «Формула Сочи» Александр Богданов:

— На трассе Гран При России Чемпионата Мира, которая строится в Имеретинской низменности уже более полутора лет, гонка Формулы 1 будет проходить в течение пяти дней. Наша задача заключается в том, чтобы трек в Сочи был задействован как можно дольше, все остальные 360 дней в году. И мы приложим все силы, чтобы привлечь на трассу не только профессиональные и любительские серии, но также школы вождения, тестовые мероприятия, а также различные автомобильные презентации и шоу. Но, конечно, основной упор мы будем делать на автоспорт!

Сочинскую трассу проектировал все тот же бессменный Герман Тильке — собственно, как и другие полтора десятка современных автодромов, на которых проходят королевские гонки, всего он предложил 8 вариантов проекта, из которых был выбран именно этот как самый интересный, практичный и удобный в строительстве. Под надзором его компании происходило и строительство как полотна, так и объектов инфраструктуры. Все работы подвергаются проверке, лабораторной экспертизе и только после этого строители переходили к следующему этапу.

Построены первые пять этажей питбилдинга, рассчитанного на 35 боксов, а так же еще несколько зданий, в том числе тим-билдинга, пункта управления гонками, медицинского центра, главной трибуны.

Общая вместимость трибун на первом этапе предполагается в 42 тысячи зрителей. Это, конечно, очень мало по сравнению с другими автодромами (примерно в 2 раза, ибо средняя посещаемость Ф1 по статистике примерно 108 тысяч человек за уикэнд), но объясняется тем, что из-за интеграции комплекса в олимпийский объект на стационарные трибуны было возможно отвести очень мало места. Поэтому проблема будет решаться с помощью сборно-разборных конструкций, а через некоторое время после первого этапа спроектируют и возведут еще одну трибуну, благодаря которой общая вместительность увеличится до 65 тысяч человек.

Но больше всего поражает окружающий пейзаж: ведь недаром же русские пообещали Берни Экклстоуну, что это будет самая красивая трасса Ф1 в мире! Имеретинская низменность, в которой располагается объект, с одной стороны практически вплотную примыкает к Черному морю, а с другой вдали окружена горами Большого Кавказского хребта, и говорят, что в октябре, когда предполагается проведение Сочинского Гран-При, вершины пиков уже усыпаны белым снегом!

 

 

Категория: Спортивная Территория | Добавил: lexd (25.09.14)
Просмотров: 11963 | Теги: Формула 1: Гран-при Сочи, Russia - Formula 1, Sochi Russian F1, Сочи, Формула 1, grand prix sochi | Рейтинг: 5.2/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]