Знакомимся - Санный спорт, Скелетон, Бобслей
Занятия санным спортом, санный спорт, олимпийские игры 2014 санный спортНа специально разработанных спортивных санях спортсмен должен преодолеть с максимальной скоростью встроенную в лед санную трассу с определенным количеством виражей. Занятия санным спортом способствуют становлению характера, развитию силы воли, реакции, умения концентрировать внимание, смелости, решительности, готовности помочь другому, целеустремленности. Историческое развитие. Еще в давние времена люди использовали гладкую поверхность снега для перевозки тяжелых грузов и для собственного быстрого передвижения. На использование саней в этих целях ссылаются уже хроники XV в. в Скандинавии. Родиной спортивных саней можно считать альпийские страны. В 1883 г. на трассе Давос Клостер в Швейцарских Альпах состоялись первые «саночные гон­ки», в которых участвовали саночники из 8 стран.
В начале XX в. санный спорт получил широкое распространение в Австрии и Германии. В 1911 г. был создан Международный клуб саночников.
После первой мировой войны спортивное оборудование постоянно совершенствовалось. Арматура из стальных полозьев и спортивные сооружения, оснащенные по последнему слову техники, позволили увеличить скорость спуска; сани превратились в соревновательный вид спорта.
Международная    федерация    санного   спорта (ФИЛ) была создана в 1957 г.  С 1964 г. санный спорт входит в программу зимних олимпийских игр.

Материальное обеспечение 
Санные трассы
Санные трассы.
Существуют   искусственные   и   естественные   санные трассы. Искусственные трассы-трассы с искусственно надстроенными виражами из бетонных, каменных или деревянных креплений. При температуре ниже нуля они укрепляются талым снегом или ледовым покрытием. Искусственная ледяная санная трасса  в Оберхофе  оборудована холодильными агрегатами и гарантирует проведение соревнований даже при неблагоприятных погодных условиях. На искусственных санных трассах проводятся международные соревнования. В соответствии с Международным уставом санного спорта предусмотрено на­личие  по  меньшей  мере   1   левого  виража, 1 правого виража, 1 поворота трассы под острым углом, 1 виража в виде S, 1 лабиринта и 1 прямой. Трасса должна показывать перепад высот от 9 до 11% максимально. Длина трассы для одноместных саней (мужчины) составляет 1000 м, для одноместных  саней  (женщины)  и  двухместных  саней - 700 м. (Длина трассы вверх больше не ограничена.) Основание трассы в ширину должно состав­лять от 1,40 м до 1,60 м. С линии старта сани должны начать спуск без чьей-либо помощи. Уклон трассы должен быть таким значительным, что позволяет пройти ее в положении сидя. 
искусственные санные трассы
Современные искусственные санные трассы 
снабжены электронной хронометражной установкой, которая обеспечивает фиксирование   промежуточного  времени. При проведении вечерних заездов обязательно используется освещение. Естественные трассы легко сооружаются для состязаний народно-спортивного характера. На них нет специально сооруженных виражей. На них проводятся соревнования только национального уровня.

 
Спортивные сани 
Со времени возникновения спортивных саней постоянно предпринимаются попытки для увеличения безопасности и повышения скорости спуска путем дальнейшего их совершенствования. К числу наиболее популярных саней прежних лет относятся деревянные сани «Давос» и стальные сани «Леобенер». В первых-специально огороженное место для одного спортсмена гарантировало устойчивость (стабильность). Они были изобретены на рубеже нашего века и не являлись явно выраженными спортивными санями. Их можно встретить в достаточном количестве и сейчас.
 
сани
Сани «Леобенер» - металлические сани из гнутых стальных труб. В 1930-х гг. они использовались в качестве спортивных саней. Эта модель саней встречается сейчас весьма редко и для спортивных состязаний считается непригодной. Пятикратный чемпион Европы М. Титце сконструировал сани для спортивных соревнований, которые получили название «сани Титце». С этого времени началось производство современных моделей саней, скон­струированных специально для спортивных
состя­заний. Позже наиболее распространенные модели -это названные именами изобретателей спортивные сани «Гассера» и «Вайсиихта». Мировой уровень определяют сконструированные в Нидервизе (ГДР) спортивные сани «Олимпияблиц», которые выдержали испытание на многих международных соревнованиях. Эта модель экспортируется во многие страны.
 
Размер саней и инструкции 
Спортивные сани должны быть двухполозными. Вес одноместных саней не должен превышать 22 кг, двухместных саней - 24 кг. Прикрепление груза к саням разрешается до установленного максимального веса. Максимальная ширина колеи составляет 45 см. 
Не разрешается прилаживание к саням различного рода устройств для управления и торможения. 
Не разрешаются маскировочные покрытия на спортивных санях, которые скрывали бы отдельные части тела или все тело саночника со всех точек обозрения. Разрешена обшивка (облицовка) саней под сиденьем. Она не может быть шире саней и не должна выдаваться вперед, дальше концов полозьев, и назад, через плечи саночника. На двухместных санях это требование распространяется на саночника, сидящего за рулевым. Запрещено смазывание полозьев и обработка их другими химическими сред­ствами. Температура полозьев на старте любого соревнования   не   должна   превышать   разницы в +5°С с окружающей температурой. С февраля 1975 г. разрешена сбалансировка веса для легковесных саночников (женщины меньше 85 кг, муж­чины меньше 95 кг). Этот дополнительный груз ограничен максимально до 10 кг у мужчин и до 8 кг у женщин, но он может составить только 50% действительного   недовеса    (например,    недовес спортсмена с весом 85 кг до свыше указанной гра­ницы - 95 кг - составляет 10 кг. Дополнительный груз в таком случае может равняться 5 кг). Дополнительный груз в форме свинцового ремня подве­шивается к телу как балласт. 
 
 
Дисциплины 
На национальных и международных соревнованиях предусмотрены старты на одноместных санях (для мужчин и женщин) и на двух­местных санях (только для мужчин). Состязания на одноместных санях состоят из 4 заездов, на двухместных   санях-из   двух   заездов.   Оценивается каждый из этих заездов. Время, показанное в каждом заезде» суммируется. Победителем становится тот, у кого в итоге самое лучшее время. Жен­щины и мужчины на двухместных санях стартуют по укороченной трассе. На олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы в соревнованиях ФИЛ возраст участников должен составлять полные 16 лет. На чемпионатах мира и Европы допускаются от страны 4 одноместных экипажа (мужчины), 3 одноместных экипажа (женщины) и 2 двухместных экипажа; на олимпийских играх-3 одноместных экипажа (мужчины), 3 одноместных экипа­жа (женщины) и 2 двухместных экипажа. Техника. Способ движения значительно усовершен­ствовался в последние годы в связи с развитием и усовершенствованием спортивных саней. Способ движения включает старт, положение тела саночни­ка, технику управления санями и колею. Старт имеет большое значение для начального ускорения. Он происходит посредством выведения саней за стартовые ручки на наклонную поверх­ность. После этого тотчас же спортсмен принимает нужное положение.
 
Положение спортсмена на санях типично для современного санного спорта. Оно развилось из ранее принятого на международных состязаниях седа верхом. Это положение (на спине) в настоящее время является общепризнанным. Его преимущество состоит в том, что посредством более благоприятных аэродинамических условий допускается более ускоренное время спуска. Спортсмен сидит непосредственно за передним кронштейном, и его лопатки (при образцовом положении) должны лежать на обоих задних концах поперечин. Голова не­много приподнята вперед для лучшего обозрения. Высококвалифицированные саночники мчатся по трассе, как правило, без обозрения. Ноги вытянуты, и носки ног указывают направление движения. Они находятся по обеим сторонам выступов полозьев в несколько расслабленном состоянии. Одной рукой спортсмен держит ремень, в то время как другой рукой он держится за кронштейн или станину.
 
Техника управления
Старая техника управления санями не применяется на международных соревнованиях в настоящее время. При тяговом управлении по льду за санями скользит трехметровая штанга для управления. Такое управление не разрешается на международных соревнованиях, но оно еще используется в Норвегии. При ножном управлении нога, находящаяся на стороне виража, ставится на лед и все тело перемещается внутрь.
 
Ручное управление было раньше очень распространено. Спортсмен носил специальные кожаные перчатки и рукой, находившейся на стороне виража, касался льда. Легкого давления на лед достаточно, чтобы изменить направление движения саней. Современная техника управления характеризуется тем, что ни ноги, ни руки не касаются поверхности льда. В основу этой техники положено движение всего тела спортсмена, причем для маневрирования используются различные движения рук, ног и других частей тела. С помощью оттягивания ремня вправо или влево (в зависимости от желаемого на­правления) передний выступ движется назад-вверх, что вызывает перемещение опоры в заднюю часть полозьев. Одновременно другая нога прижимает внутрь выступ другого полоза. Опорная поверх­ность этого полоза соединяется в передней части с ледовой поверхностью. При прохождении виражей выступ этого полоза сцепляется дополнительно со встроенным сходом колес и влияет на вращательный момент и эффективность схода. Дополнительно с перемещением массы тела на полоз, находящийся на стороне виража, сани меняют направление движения.   
Саночники Германии представили впервые на Олимпийских играх 1976 г. в Инсбруке усовершенствованную технику управления санями. Руки вытянуты вдоль тела спортсмена, причем управление осу­ществляется лишь давлением ноги, находящейся снаружи от виража, и перемещением массы тела. Колея. Под колеей понимается линия, по которой пытается следовать спортсмен с момента старта через виражи до финиша. С помощью колеи можно найти по возможности короткий путь от старта до финиша.
С другой стороны, возникшее при управлении трение не может превзойти величину достигнутой экономии времени. Оптимальная колея гарантирует быстрое время заезда.



 
Подготовка и тренировка
Достигнутые в санном спорте скорости свыше 100 км/час требуют от спортсмена всесторонней физической подготовки, а также специальной подготовки. Основная подготовка базируется на отобранных элементах фундаментальных видов спорта. Специальная подготовка проводится в летнее время на роликовых санях и в зимнее время - на спортивных санях
 
 
 
 
Скелетон
- представляет собой сани c утяжеленной рамой, без рулевого управления, на которых спортсмен лежит головой вперед в направлении движения, лицом вниз, используя для управления санями специальные шипы на ботинках. Cнизу к скелетону крепятся двое стальных коньков, а сверху - две ручки. В некоторых моделях «ручками» служат две стороны специального корпуса из стекловолокна, который подгоняется под телосложение конкретного спортсмена. Расположенные спереди и сзади скелетона бамперы играют роль глушителей и защищают скелетониста от ударов о стену ледового желоба. Размеры скелетона - от 80 до 120 см длиной и от 34 до 38 см шириной (расстояние между полозьями). Максимальный вес скелетона - 43 кг для мужчин и 35 кг для женщин, вес скелетона со спортсменом не должен превышать 115 кг для мужчин и 92 кг - для женщин. В случае необходимости допускается утяжелять сани балластом. Первые сани-скелетон были сконструированы в 1887 году в Санкт-Морице, Швейцария.
Техника 
Искусство вождения состоит в том, чтобы умело вести сани посредством правильного переме­щения массы тела. Это требует большой интуиции и тренировки. Удержание саней в правильном на­правлении облегчается тем, что последние 15 см полозьев вогнуты, это препятствует проскальзыванию.
 
Бобслей
 
 - скоростной спуск на управляемых санях по специально оборудованной трассе. В бобслее все направлено на то, чтобы команда после мощного разгона сумела преодолеть бобслейную трассу за кратчайшее время. Международные соревнования проводятся на двухместном и четырехместном бобе. Бобслей требует смелости, решительности и дру­гих ценных физических и психических качеств. На­ряду со всесторонне подготовленной командой и ее техническим мастерством большое значение имеет усовершенствованный в техническом отношении боб.
Историческое развитие 
В начале 80-х гг. XIX в. ан­гличане соединили в Санкт-Морице двое саней. Их пример оказался заразительным, и вскоре уже про­водились состязания. Так возник самостоятельный вид зимнего спорта-бобслей. В конце XIX в. швей­царец Ф. Файерабенд изобрел популярный в тече­ние десятилетий стальной боб. Зимой 1903 г. в Санкт-Морице (Швейцария) была открыта первая бобслейная трасса. В Энгельберге и Понтресине также были сооружены бобслейные трассы. Между­народная федерация бобслея и санного спорта (ФИБТ) была основана в 1923 г. ФИБТ проводит с 1924 г. (теперь ежегодно) чем­пионаты мира и с недавнего времени (также еже­годно) чемпионаты Европы. В 1924 г. бобслей стал олимпийским видом спорта.
 
Бобслейные   трассы
В принципе бобслейная трасса соответствует санным трассам. Она представляет собой ледяной желоб, имеет надстроенные виражи и на обеих сто­ронах трассы надстроенные борта шириной в 1,40 м. Самые популярные трассы имеют длину от 1400 до 1600 м и перепад высот от 9 до 10%. Бобслеиные трассы имеют, однако, виражи с большим радиусом закругления, чем санные трассы. Все со­временные искусственные трассы используются как для соревнований саночников, так и соревнований бобслеистов.
 
Боб
Распространенное в настоящее время обозна­чение «боб» является сокращенной формой от английского слова «бобслей». Шасси боба между передней и задней рамами вертикально движутся посредством кардана в продольной оси. Тем самым бобслейные сани лучше входят на виражи, дости­гают больших скоростей и легче управляемы. Пере­дняя пара полозьев управляется посредством кана­та или колесного управления. Оба вида управления имеют преимущества и недостатки. На твердых трассах предпочтение отдается канатному управле­нию; там, где предполагается наличие дыр и мяг­ких трасс, используется колесное управление. Все 4 полоза в отдельности подвешиваются к стержням (осям), которые привинчены к стальной раме. Не­ровности трассы преодолеваются таким образом легче, и сани легко входят в виражи. К раме кре­пится бот, в котором размещаются члены экипажа. К нему крепятся подножки, ручки для держания, бугель для отталкивания, капот и тормоз. Капот может быть любой конструкции. Допускаются только ручные тормоза. Следующие технические данные являются обязательными в соответствии с регламентом: двухместный боб: длина 270 см, ширина колеи 67 см, вес 17S кг, ширина полозьев (минимальная) 8 мм, радиус полозьев 4 мм, допу­стимая нагрузка 200 кг, допустимый общий вес (боб и команда) 375 кг. Четырехместный боб: дли­на 380 см, ширина колеи 67 см, вес 230 кг, ширина полозьев минимальная 12 мм, радиус полозьев 6 мм, допустимая нагрузка 400 кг, допустимый об­щий вес 630 кг.
 
 
Техника
В  процессе  всего  заезда   решающим является старт. Существуют различные виды стар­та: на четырехместном бобе самым распространенным является старт четверкой. Все члены экипа­жа толкают боб и, толкая, бегут с ускорением рядом до тех пор, пока он не приобретет хорошую начальную скорость. Только тогда спортсмены поочередно запрыгивают в машину. При менее распространенном старте тройкой рулевой остается с самого начала сидеть на месте. На двухместном бобе используется обычно двойной старт, который требует еше большей ловкости и сноровки. Уже по старту можно определить, что быстрая, мощная и сыгранная до мелочей, хорошо тренированная команда имеет шансы на успех, т.к. даже самые незначительные ошибки несут с собой потерто драго­ценных долей секунд, Если все члены экипажа чувствуют себя уверенно в санях, то от рулевого и от слаженности всего экипажа зависит высокое конечное время. Искусство прохождения виражей заключается в правильной оценке скорости. Если боб входит в вираж слишком высоко и с низкой скоростью, то где-то в середине он скатывается вниз и теряет скорость. Если же боб на очень высо­кой скорости входит в вираж слишком поздно, то в конце виража он взмывает вверх, часто вырывает­ся из виража или силой приводятся в нормальное положение, что снова влечет за собой потерю вре­мени; кроме того, боб начинает буксовать. 
Таким образом, рулевой должен сохранять спокойствие и правильно оценивать скорость езды. В этом слу­чае команда должна быть хорошо подготовленной и сыгранной. Очень часто боб проходит виражи со скоростью 100-120 км/час. Такие скорости требуют от  каждого  члена   экипажа   осмотрительности и хладнокровия. С точки зрения аэродинамики вое члены экипажа должны стремиться к нужному по­ложению во время заезда и равномерно ритмично­му перемещению тяжести тела.
 
И напоследок несколько интересных фактов:
— Спортсмен обязан финишировать вместе с санями, в противном случае он дисквалифицируется. Однако разрешается остановиться на трассе, снова сесть на сани и продолжить спуск.
— Скорости в санном спорте выше, чем в бобслее и скелетоне, и достигают 147 км/час. Саночников зачастую именуют пилотами Формулы 1 на льду.
— Перегрузки достигают 5G.
— Результат в санях измеряется до 1000-х долей секунды.
— Перепад высот на санной трассе превышает высоту 30 этажного дома.
— Путь к вершине в санях занимает долгие годы. Саночники мастера малейших нюансов, часто невидимых неискушенному наблюдателю, но необходимых для того, чтобы безопасно пройти всю трассу на предельной скорости. Малейшая неточность на трассе может привести к серьезным последствиям.
 — Важнейший фактор успеха – полозья саней. Изготовленные из различных сплавов, состав которых зачастую является государственной тайной, они требуют постоянного ухода и внимания. Спортсмен мирового уровня тратит по крайней мере час в день на подготовку полозьев к заездам следующего дня. В день старта их полируют алмазными присадками, доводя до зеркального блеска. Все ради снижения трения!
— Трасса в среднем имеет длину порядка 1,5 км. Спортсмены приходят на финиш дистанции меньше, чем за минуту. Часто их разделяют сотые, и даже тысячные доли секунды.
— Каждая санная трасса имеет свои особенности и радикально отличается от любой другой.
— Вес саней и их устройство регламентированы. Температура полозьев также должна находиться в определенном диапазоне, зависящем от температуры воздуха. Также существуют ограничения на вес спортсменов и их экипировку, включая комбинезоны, обувь, шлемы и перчатки.
Категория: Спортивная Территория | Добавил: lexd (02.02.14)
Просмотров: 26069 | Теги: бобслей, Скелетон, олимпийские игры 2014, бобслеист, Боб, сани из пвх, саночники, скелетонист, санный спорт | Рейтинг: 4.8/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]